На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Радость жизни!!!

522 подписчика

10 ноября - мученицы Параскевы, нареченной Пятницы

 

10 ноября - мученицы Параскевы, нареченной Пятницы, родившейся в III в. в Иконии (южная Турция). В Житии сообщается, что ее богатые и благочестивые родители, особенно почитали день страданий Христовых - пятницу, соблюдали строгий пост, молились, раздавали нищим милостыню, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день Параскевою, что в переводе с греческого означает Пятница. Параскева, решив посвятить себя Богу и просвещению язычников, дала обет безбрачия и вела с юности аскетический образ жизни. При Диоклетиане, за исповедание православной веры, была приведена язычниками на суд к правителю области, который предлагал ей отречься от Христа и принести жертву языческому идолу, обещав взять ее себе в супруги. За отказ Параскеву Пятницу подвергли мучениям и истязаниям, после которых отсекли голову.

 "Пятница - день крестной смерти, день скорби, день искупления, день исполнения великой тайны" (Веселовский А. Н. 1876. С. 366). Древние римляне посвящали день пятницы богине Венере, германцы - Фрее, славяне - св. Параскеве.

 Святая Параскева Пятница пользовалась особым почитанием у восточных славян, наравне с Николаем Чудотворцем (см. Николин день) и Богородицей (см. Рождество Богородицы). На старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери. В народных представлениях, святая Параскева считалась покровительницей одноименного дня недели - пятницы (хотя празднование дня этой святой не всегда приходилось на этот день), поэтому все поверья, существующие в народе насчет пятницы, относились и к самой Параскеве.

 Храмы во имя святой Параскевы исстари назывались Пятницами. Таким же образом именовались небольшие придорожные часовни на столбиках, кресты, а в древнее время - столбы с изображениями святой Пятницы, которые устанавливались на перекрестках и распутьях дорог и считались священными, около них происходили проводы в дальнюю дорогу, встречи из дальних странствий; здесь же девушки молились о хороших женихах. Сами перекрестки тоже носили названия пятниц. Пятницами же назывались и скульптурные деревянные резные изображения святых Параскевы и Николая Угодника (см. Николин день), часто раскрашенные, которые "ставили в церквах в особых шкапчиках и народ молился перед этим идолом" (Святский Д.О. 1908. С. 22). Иконы св. Параскевы особенно почитались и украшались вышитыми полотенцами, лентами, цветами, душистыми травами, монистами и другими подвесками. На иконах Параскева изображалась суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове; часто в паре с преподобной мученицей Анастасией Римляныней (в народной интерпретации Анастасией-овечницей - 29 октября / 11 ноября). Иконы св. Параскевы хранились в церквях, откуда выносились на крестные ходы; а также во многих крестьянских избах, охраняя семейное благополучие.

 В народе Параскева Пятница представлялась красивой девушкой или молодой высокой худощавой женщиной (таких женщин до сих пор называют "долговязая пятница") с длинными распущенными волосами, символизировавшими лен, которая является в белой сорочке и плахте или нагой, часто в крови от уколов спиц и веретен, использовавшихся женщинами при прядении и ткачестве в пятницу, нарушивших таким образом запрет на работу в этот день (ср. на Украине Пятницу причисляли к русалкам, а в украинском обряде ее изображала простоволосая женщина, которую водили по деревням).

С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, отчего этот день и получил название "бабьего" или "женского" праздника ("Параскева Пятница - бабья святая, так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей").

Картина дня

наверх